По благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона митрополита Ставропольского и Владикавказского, при содействии Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, в селе Совхозное Зольского района, в живописном уголке благодатной земли Кабардино-Балкарии восстанавливается храм-памятник архитектуры и искусства Северного Кавказа во имя Святой Троицы и возрождается Центр Духовного просвещения.
По воскресным и праздничным дням совершаются Богослужения.
Монастырь с радостью примет всех желающих своими силами и талантами потрудиться в деле восстановления храма.
Проезд из г. Нальчика с автостанции возле центрального рынка автобусом Нальчик - Племсовхоз в 11:35 и 16:35 ежедневно.
С благодарностью примем Вашу помощь и будем возносить молитвы Господу Богу о благополучии в Ваших трудах.
Наш адрес: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский р-н, с.Совхозное,
ул. Центральная, 4, тел. (8-237) 9-45-37
ИНН 0702006490 Церковь Святой Троицы
р/сч 40703810419050100302
в Золсьском ОСБ № 3712
к/сч 30301810719000601905
КБ банк СБ РФ г. Нальчик
к/сч 30101810900000000606
БИК 048327606
ИНН 0700000260
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ АРХИВОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ
362019, г. Владикавказ, ул. Пушкинская 10, тел:33-36-48
362002, г. Владикавказ, ул. Чапаева 25, тел: 6-64-09
29.06.1999 № 38
По Вашему запросу о Свято-Троицком Храме сообщаем, что:
Как видно из отношения строительного отделения Терского областного правления за 24 ноября 1895 г., - владелица “хутора Хомяковой” Нальчикского округа, Екатерина Хомякова, дочь известного славянофила, богослова и поэта Алексея Степановича Хомякова, который некогда изрек “Не строй десять университетов, создай одну обитель!”, - впервые обратилась “с просьбой о разрешении ей построить в названном хуторе на свои средства церковь во имя Святой Троицы, при сем представила и план предполагаемой постройки...” [1]
В дальнейшем переписка между Владикавказской Епархиальной Канцелярией, Владикавказской Духовной Консисторией и Терским областным правлением по вопросу строительства церкви, включающая, кроме проекта и расчет устойчивости, чертежи, план и пр. документацию по построению церкви, длится до июня 1898 г. [2]
В отчете о состоянии церквей и причтов Благочинного III-го Округа Владикавказской Епархии священника Николая Погуляева, за 1899 год сказано “...Новая грандиозная церковь строится на счет помещицы Хомяковой в своем имении, возведенная и в настоящее время на 14 аршинах вышиною”. [3]
И только в “1902 году, - как свидетельствует документ, - закончен постройкой и освещен храм во славу Святой Троицы в 15 верстах от станицы Зольской, Пятигорского Отдела, по направлению к Эльбрусу, на возвышенном отроге горы Джинал”. [4]
В отчете за 1902 год отмечается: “...церковь в имение г. Е.А. Хомяковой благолепна по наружному своему виду и богата внутренней своей обстановкой...” [5]
“Из рапорта священника церкви ст. Зольской видно, что в церкви имения гражданки Хомяковой, богатой утварью, есть ценные Евангелии, стоимостью в 1000 руб. и ковчег - 800 руб., там же ризы золотой и серебренной парчи...” [6]
Приписная к Зольскому приходу Свято-Троицкая церковь скорее всего, могла освящаться священником Николаевской церкви ст. Зольской Капитоном Лавровым, который, как сам пишет в своем рапорте - “Как приходской священник, заведовал Свято-Троицким Храмом в имении г. Хомяковой лично двенадцать лет служил при обстоятельствах сказанного Храма - возникновения устроения и целях его назначения.” [7]
Определением Священного Синода от 16 февраля 1904 г. за № 1497 было решено открыть при Свято-Троицкой церкви самостоятельный приходом из священника и псаломщика и назначить, согласно заключению Хозяйственного Управления, на содержание причта сего прихода по 400 руб. в год, в т.ч. священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб., с отношением сего расхода с 1 января 1904 г. на счет кредита, ассигнуемого из казны по § 6 ст.1 финансовой сметы Святого Синода, учитывал то, что к названной церкви определен уже, как видно из сообщения Владикавказской Духовной Консистории, причт, на содержание коего отпускается из средств Хомяковой свыше 800 руб., именно священнику по 500 руб. и псаломщику по 17 руб. в год. [8]
Позже, рапорт священника К. Лаврова Его Преосвященству, Преосвященнейшему Гедеону, Епископу Владикавказскому и Моздокскому от 1 ноября 1904 г., свидетельствует: “Строительница Храма Екатерина Алексеев Хомякова предполагала, что при Храме создастся приход, в каковых целях г. Хомякова принимала хлопоты пред подлежащим начальством о нарезе православным переселенцам казенной земли, прилегающей к устроенной ею церкви, а Владикавказское Епархиальное начальство ходатайствовало перед Святейшим Синодом об учреждении здесь причта с жалованьем от казны. Но т.к. попечения г. Хомяковой о земле для поселения православных прихожан не увенчались успехом, а хутора близ расположенные к храму - в 3-х и 2-х верстах всего 20 дворов православных и в 6-верстах 60 дворов штундистов - малое число для устойчивости прихода, то ныне строительница храма желает устроения здесь женской общины и с этой целью передает своей знакомоймонахине Екатерине 40 десятин земли с тем, чтобы построенный ею храм считался не приходским, а общинным. Стоимость каменного храма, ризницы, утвари и земли достигает 70 тыс. рублей...” [9]
Так в декабре 1904 года “при Свято-Троицкой церкви Зольского прихода, что в имении г. Хомяковой, стала устраиваться - пока неофициально женская община с приютом для детей... Община зачиналась при 2-х монахинях, 4-х послушницах и пяти приютянках в возрасте от 2-х до 6 лет”. [10]
Свои права на даримую в пользу общины землю, как и заботы о выстроенной церкви, г. Хомякова передает приглашенной ею из Калужской Епархии бывшей устроительницы тамошней женской общины “Отрада и Утешение” послушнице матери Екатерины, урожденной Менцендорф, лично известной г. Хомяковой.
Содержание священнику, - сказано в акте передачи от 3 августа 1905 г., - помимо назначенного казенного жалованья, будет выдавать (и выдает) община в размере 25 руб. в месяц, сверх того, полное довольствие, а также выстроить дом из 4-х комнат (до постройки дома священник будет помещаться в доме из 3-х комнат, где сейчас детский приют).
Предполагается закончить постройку здания приюта, где временно поместятся сестры женского общежития (12 детей и 20 сестер). Больница устроится при церкви при первой же возможности. Содержанием будущей общины будет являться труд насельниц обители по обрабатыванию жертвуемой г. Хомяковой 41 десятины земли и рукоделием, а также церковный доход и дар благотворителей. [11]
В дальнейшем, как видно из рапортов за 1906 г. (май, июнь) заведование и устройство Свято-Троицкой общины было передано монахине Сидонии, причисленной к Владикавказскому Покровскому женскому монастырю, т.к. монахиня Екатерина не оправдала возложенных на нее надежд.
В прошении монахини Сидонии к Преосвященному Гедеону от 15 мая 1906 г. о выдачи ей подписного листа для сбора добровольных пожертвований на нужды общины сказано, что “возникающая Свято-Троицкая община имеет только прекрасную церковь и 40 десятин земли. Ни одной же собственной постройки не имеет, а помещения благотворительницей в школе; нет келий ддя сестер. Принятые малолетние девочки-сироты не имеют дома-приюта; нет и других хозяйственных построек...” [12]
Священник Свято-Троицкой церкви на этот период приходится Георгий Монич (который до последнего времени - ноябрь 1906 года - отрицает существование Общины скорее по субъективным чем по объективным причинам. [15]
На этот счет монахиня Сидония сообщала в своем письме 22 октября 1906 г. Благочинному 3 округа Владикавказской епархии священнику Вознесенского Собора г. Георгиевская Отцу Владимиру Бибилурову: “Если даже существование Общины теперь и будет признаваться О.Георгием то возникающая Община все-таки не имеет возможности удовлетворить его ни жалованьем, ни прислугой, ни содержанием..., т.к. не имеет даже выделенной земли впредь до утверждения Общины, а доброхотные денежные пожертвования в виду неурожайного года, минувшей войны и общего тревожного состояния всей России, так незначительны, что из них не только нельзя выдавать жалованье, но и собрать в скором времени на постройку священнического дома...” [14]
В рапорте священника ст. Зольской К. Лаврова во Владикавказскую Духовную Консисторию от 24 февраля 1907 г. указывается, что к Троицкой церкви, в имении Хомяковой, принадлежат:
Директор ЦГА РСО-А О.Г. Метревели