Свято-Троицкий женский монастырь.
Церковь Святой Троицы.



По благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона митрополита Ставропольского и Владикавказского, при содействии Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, в селе Совхозное Зольского района, в живописном уголке благодатной земли Кабардино-Балкарии восстанавливается храм-памятник архитектуры и искусства Северного Кавказа во имя Святой Троицы и возрождается Центр Духовного просвещения.

По воскресным и праздничным дням совершаются Богослужения.

Монастырь с радостью примет всех желающих своими силами и талантами потрудиться в деле восстановления храма.

Проезд из г. Нальчика с автостанции возле центрального рынка автобусом Нальчик - Племсовхоз в 11:35 и 16:35 ежедневно.

С благодарностью примем Вашу помощь и будем возносить молитвы Господу Богу о благополучии в Ваших трудах.

Наш адрес: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский р-н, с.Совхозное,
ул. Центральная, 4, тел. (8-237) 9-45-37
ИНН 0702006490 Церковь Святой Троицы
р/сч 40703810419050100302
в Золсьском ОСБ № 3712
к/сч 30301810719000601905
КБ банк СБ РФ г. Нальчик
к/сч 30101810900000000606
БИК 048327606
ИНН 0700000260

Народ.Ру  



КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ АРХИВОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ


362019, г. Владикавказ, ул. Пушкинская 10, тел:33-36-48
362002, г. Владикавказ, ул. Чапаева 25, тел: 6-64-09
29.06.1999 № 38

По Вашему запросу о Свято-Троицком Храме сообщаем, что:

Как видно из отношения строительного отделения Терского областного правления за 24 ноября 1895 г., - владелица “хутора Хомяковой” Нальчикского округа, Екатерина Хомякова, дочь известного славянофила, богослова и поэта Алексея Степановича Хомякова, который некогда изрек “Не строй десять университетов, создай одну обитель!”, - впервые обратилась “с просьбой о разрешении ей построить в названном хуторе на свои средства церковь во имя Святой Троицы, при сем представила и план предполагаемой постройки...” [1]

В дальнейшем переписка между Владикавказской Епархиальной Канцелярией, Владикавказской Духовной Консисторией и Терским областным правлением по вопросу строительства церкви, включающая, кроме проекта и расчет устойчивости, чертежи, план и пр. документацию по построению церкви, длится до июня 1898 г. [2]

В отчете о состоянии церквей и причтов Благочинного III-го Округа Владикавказской Епархии священника Николая Погуляева, за 1899 год сказано “...Новая грандиозная церковь строится на счет помещицы Хомяковой в своем имении, возведенная и в настоящее время на 14 аршинах вышиною”. [3]

И только в “1902 году, - как свидетельствует документ, - закончен постройкой и освещен храм во славу Святой Троицы в 15 верстах от станицы Зольской, Пятигорского Отдела, по направлению к Эльбрусу, на возвышенном отроге горы Джинал”. [4]

В отчете за 1902 год отмечается: “...церковь в имение г. Е.А. Хомяковой благолепна по наружному своему виду и богата внутренней своей обстановкой...” [5]

“Из рапорта священника церкви ст. Зольской видно, что в церкви имения гражданки Хомяковой, богатой утварью, есть ценные Евангелии, стоимостью в 1000 руб. и ковчег - 800 руб., там же ризы золотой и серебренной парчи...” [6]

Приписная к Зольскому приходу Свято-Троицкая церковь скорее всего, могла освящаться священником Николаевской церкви ст. Зольской Капитоном Лавровым, который, как сам пишет в своем рапорте - “Как приходской священник, заведовал Свято-Троицким Храмом в имении г. Хомяковой лично двенадцать лет служил при обстоятельствах сказанного Храма - возникновения устроения и целях его назначения.” [7]

Определением Священного Синода от 16 февраля 1904 г. за № 1497 было решено открыть при Свято-Троицкой церкви самостоятельный приходом из священника и псаломщика и назначить, согласно заключению Хозяйственного Управления, на содержание причта сего прихода по 400 руб. в год, в т.ч. священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб., с отношением сего расхода с 1 января 1904 г. на счет кредита, ассигнуемого из казны по § 6 ст.1 финансовой сметы Святого Синода, учитывал то, что к названной церкви определен уже, как видно из сообщения Владикавказской Духовной Консистории, причт, на содержание коего отпускается из средств Хомяковой свыше 800 руб., именно священнику по 500 руб. и псаломщику по 17 руб. в год. [8]

Позже, рапорт священника К. Лаврова Его Преосвященству, Преосвященнейшему Гедеону, Епископу Владикавказскому и Моздокскому от 1 ноября 1904 г., свидетельствует: “Строительница Храма Екатерина Алексеев Хомякова предполагала, что при Храме создастся приход, в каковых целях г. Хомякова принимала хлопоты пред подлежащим начальством о нарезе православным переселенцам казенной земли, прилегающей к устроенной ею церкви, а Владикавказское Епархиальное начальство ходатайствовало перед Святейшим Синодом об учреждении здесь причта с жалованьем от казны. Но т.к. попечения г. Хомяковой о земле для поселения православных прихожан не увенчались успехом, а хутора близ расположенные к храму - в 3-х и 2-х верстах всего 20 дворов православных и в 6-верстах 60 дворов штундистов - малое число для устойчивости прихода, то ныне строительница храма желает устроения здесь женской общины и с этой целью передает своей знакомоймонахине Екатерине 40 десятин земли с тем, чтобы построенный ею храм считался не приходским, а общинным. Стоимость каменного храма, ризницы, утвари и земли достигает 70 тыс. рублей...” [9]

Так в декабре 1904 года “при Свято-Троицкой церкви Зольского прихода, что в имении г. Хомяковой, стала устраиваться - пока неофициально женская община с приютом для детей... Община зачиналась при 2-х монахинях, 4-х послушницах и пяти приютянках в возрасте от 2-х до 6 лет”. [10]

Свои права на даримую в пользу общины землю, как и заботы о выстроенной церкви, г. Хомякова передает приглашенной ею из Калужской Епархии бывшей устроительницы тамошней женской общины “Отрада и Утешение” послушнице матери Екатерины, урожденной Менцендорф, лично известной г. Хомяковой.

Содержание священнику, - сказано в акте передачи от 3 августа 1905 г., - помимо назначенного казенного жалованья, будет выдавать (и выдает) община в размере 25 руб. в месяц, сверх того, полное довольствие, а также выстроить дом из 4-х комнат (до постройки дома священник будет помещаться в доме из 3-х комнат, где сейчас детский приют).

Предполагается закончить постройку здания приюта, где временно поместятся сестры женского общежития (12 детей и 20 сестер). Больница устроится при церкви при первой же возможности. Содержанием будущей общины будет являться труд насельниц обители по обрабатыванию жертвуемой г. Хомяковой 41 десятины земли и рукоделием, а также церковный доход и дар благотворителей. [11]

В дальнейшем, как видно из рапортов за 1906 г. (май, июнь) заведование и устройство Свято-Троицкой общины было передано монахине Сидонии, причисленной к Владикавказскому Покровскому женскому монастырю, т.к. монахиня Екатерина не оправдала возложенных на нее надежд.

В прошении монахини Сидонии к Преосвященному Гедеону от 15 мая 1906 г. о выдачи ей подписного листа для сбора добровольных пожертвований на нужды общины сказано, что “возникающая Свято-Троицкая община имеет только прекрасную церковь и 40 десятин земли. Ни одной же собственной постройки не имеет, а помещения благотворительницей в школе; нет келий ддя сестер. Принятые малолетние девочки-сироты не имеют дома-приюта; нет и других хозяйственных построек...” [12]

Священник Свято-Троицкой церкви на этот период приходится Георгий Монич (который до последнего времени - ноябрь 1906 года - отрицает существование Общины скорее по субъективным чем по объективным причинам. [15]

На этот счет монахиня Сидония сообщала в своем письме 22 октября 1906 г. Благочинному 3 округа Владикавказской епархии священнику Вознесенского Собора г. Георгиевская Отцу Владимиру Бибилурову: “Если даже существование Общины теперь и будет признаваться О.Георгием то возникающая Община все-таки не имеет возможности удовлетворить его ни жалованьем, ни прислугой, ни содержанием..., т.к. не имеет даже выделенной земли впредь до утверждения Общины, а доброхотные денежные пожертвования в виду неурожайного года, минувшей войны и общего тревожного состояния всей России, так незначительны, что из них не только нельзя выдавать жалованье, но и собрать в скором времени на постройку священнического дома...” [14]

В рапорте священника ст. Зольской К. Лаврова во Владикавказскую Духовную Консисторию от 24 февраля 1907 г. указывается, что к Троицкой церкви, в имении Хомяковой, принадлежат:

    1. Усадьба Е.А. Хомяковой, где постоянно живущих нет, а число приходящих и уходящих непостоянно - от 5 до 20 душ.

    2. Хутор Шехалуга, в 3-х верстах от церкви, православных 14 дворов.

    3. Хутор 2-ой, в 11/2 верстах от церкви, 7 дворов - православных.

    4. Хутор Митченко, в 1-й версте от церкви, православных 1 двор, баптистов - 4 двора.

    5. Хутор Атажукин, в б верстах от церкви, православных 3 двора, баптистов - 60 дворов.

    6. Хутор Павлуши, в 12 верстах от церкви, 8 дворов, с 1 марта с/г уходят отсюда.

    7. Терская Государственная Конюшня, в 12 верстах от церкви - служащих на государственной службе и членов их семей 4 двора об. пола; сверх того временных до 20-40 душ.

    8. Имение Зацепы, в 10 верстах от церкви, 3 двора, временных - 5 душ.

    9. 10. 11. Аулы: Атабово - в 15 верстах от церкви; Бабуков - в 7 верстах от церкви; Кармов - в 12 верстах от церкви, где проживают по 2-3 семьи православных.
В общем число оседло живущих прихожан Троицкой церкви:
    а) православных мужского пола - 32 душ, женского - 75.
    б) баптистов мужского пола - 200 душ, женского - 250. [15]
Согласно определению Святей. Синода от 30 декабря 1906 г., 10 января 1907 г. - Государь Император 9 февраля 1907 г. Высочайше соизволил на принятие вновь учрежденного в Нальчикском округе Терской области, в честь преподобного Серафима Саровского женскою общиною 40 десятин земли, жертвуемой дочерью штабс-ротмистра Екатерины Хомяковой. Но община землю в аренду сдавать не могла ввиду отсутствия дарительного документа, о чем свидетельствуют неоднократные запросы настоятельницы. [16]

В декабре 1907 г. по прошению г. Хомяковой и по определению от 20 ноября 1908 г. Святого Синода, женская община во имя Серафима Саровского чудотворца была переименована в Свято-Троицкую Серафимовскую с отчислением существующего при ней прихода с причтом к приходу ст. Зольской [17]

Штатная псаломщическая вакансия была закрыта. Хозяйственному управлению при Святого Синоде было ведено выплачивать общине ежегодное пособие в размере 600 руб. на содержание священника при церкви названой общины, которой было представлено “право пользоваться услугами соседнего Второ-Афонсксго Успенского мужского монастыря, что близ г. Пятигорска, для совершения богослужения (пока не назначен штатный священник и до постройки причтового помещения). Деньги же, отпущенные Священным Синодом/ разрешилось выдавать настоятельнице общины частью для платы иеромонаху за совершение богослужений, а частью на содержание общины (Указ Священного Синода от 20 октабря 1909 года), что ею не исполнялось и привело к судебным искам против Е. Хомяковой. [18]

Рапортом во Владикавказскую Духовную Консисторию от 26 апреля 1910 г. от настоятельницы Георгиевского женского монастыря Владикавказской Епархии монахини Сидонии сообщалось, что все книги, документы и бумаги, касающиеся Троице-Серафимовской общины она передает своей заместительнице монахине Ольге в присутствии Благочинного Общины отца Архимандрита Иерофея. [19]

Об этом же свидетельствует и тот факт, что Е.А. Хомякова в своей доверенности указывала, что дар должна принять Монахиня Ольга. А ввиду болезни жертвовательницы необходимо было в скорейшем времени переоформить доверенность. [20]

Так, указом Владикавказского Епархиального Начальника от 3 сентября 1910 г. за № 407 настоятельнице Свято-Троице-Серафимовской Общины Монахине Ольге было определено выдать уполномочие с правом передоверия, предписав ей лично или через доверенное лицо совершить у Нотариуса акт на закрепление подаренной земли Е.А. Хомяковой. В уполномочие это входило также решение всех социально-правовых и хозяйственных вопросов Общины. И уполномочие то полностью и по частям она может передавать другим лицам по своему выбору. [21]

В июле 1911 года для Серафимовской Общины был назначен священник Федор Попов.

В дальнейшем община пользовалась для совершения богослужения услугами Второ-Афонсксго Успенского мужского монастыря, что близ г. Пятигорска.

Благочинным 3 округа, относился и вышеназванный храм во славу Святой Троицы, являлся на тот период священник Николай Ольгин.

К открытию Троице-Серафимовской общины поступили следующие пожертвования: 12.08.1905 года
  1. От Московского купца Федора Васильева Долгинцева - 500 рублей
  2. От Московской купчихи Праскевы Ивановны Овечкиной - 100 рублей
  3. Московская мещанка Аграфена Никифоровна Смирнова, урожденная Воротягина просит принять Его преосвященство Гедеона Епископа Владикавказского и Моздокского в дар десять десятин земли с крупным лесом, оцененный в 12 тысяч рублей, лично ей принадлежащий и находящийся в Московской Губернии Верейского уезда Петровской волости, при деревне Хлоповой, близ сельца Красково. Земля эта в 32 верстах от Москвы по Брянской дороге в 11/2верстах от железнодорожной станции Апрелевка. [22]


Справочные материалы:
    1) ф.143, оп.2,д.161, л.41.; ф.11, оп.62, д.297, л.л.57,58.
    2) ф.111, оп.62, д.234, л.л.20,21,157-165.
    3) ф.143, оп.2, д. 118, л.л.357,364,365.
    4) ф.143, оп.2,д.161, л.5.
    5) ф.143, оп.2, д. 130, л. 111 об.
    6) ф.143, оп.2,д.130, л.113.
    7) ф.143, оп.2,д.161, л.8.
    8) ф.143, оп.2,д.161, л.4.
    9) ф.143, оп.2, д. 161, л.5 об.
    10) ф.143, оп.2,д.161, л.9.
    11) ф. 143, оп.2, д. 1 б 1, л.л.23-25.
    12) ф. 143, оп.2, д. 161, л.42.
    15) ф.143, оп.2,д.1б1, л.л.51,59.
    14) ф.143, оп.2,д.1б1, л.л.51,54.
    15) ф.143, оп.2,д.161, л.73.
    16) ф. 143, оп.2/д. 161, п.76.
    17) ф. 143, оп.2, д. 161, л.п. 106,107,109.
    18) ф.143, оп.2, д. 161, п. 133.
    19) ф.143, оп.2, д.161, п.142.
    20) ф.143, оп.2, д.161, л.147.
    21) ф.143, оп.2,д.161, д.146 об.
    22) ф.143, оп.2, д.161, л.л.27,52.
Другими сведениями по истории Храма Центральный госархив не располагает.

Директор ЦГА РСО-А О.Г. Метревели

Путь к храму.



Hosted by uCoz